Польза и вред медитации. Светлая и Темная стороны практики

Приведенные ниже заключение и пользе и вреде медитации - сборная солянка мнений, заключений научных статей и личных впечатления. Часть из них - сильные свидетельства, часть - не претендуют на научность. Если вы поможете в комментариях с пруфами и ссылками на научные исследования по теме - то будет здорово.

Польза медитации осознанности (в традиции mindfulness)

В основном эти исследования пользы проводятся в рамках техник mindfulness и MBSR - более менее структурированных западных подходов. Ну и иногда еще, бывает, монахов запихивают в fmrt.

  1. Повышение уровня счастья и удовлетво­рённости жизнью.
  2. Уменьшение раздражи­тельности, тревожности и депрессивных состояний (внимание, такой эффект происходит либо в самом начале практики при времени медитации до 20 минут, либо уже при большом опыте. Между ними может быть всякое разное)
  3. Улучшение памяти, скорости реакции, психоло­гической и физической выносливости.
  4. Регулярно медитирующие люди более удовлетворены отношениями с партнёром (но есть нюанс - см. ниже темную сторону).
  5. Снижение основных показателей хронического стресса, в том числе повышенного давления.
  6. Медитация помогает справиться с серьёзными заболеваниями, такими как хроническая боль и рак, ослабляет алкогольную и наркотическую зависимость. (обращаю внимание на помогает, но не лечит это все. Лечат - врачи и практики западной медицины. Тем не менее медитация может быть хорошим способом справиться с физическими проблемами, вызванными психическими расстройствами)
  7. Улучшение иммунной системы, предотвращение простуды, гриппа, других болезней. (тут, конечно, надо разбираться, за счет чего. Возможно - из-за общего снижения стресса)
  8. Активирует островковую кору головного мозга, отвечающую за сопереживание. Мы становимся более чувствительными к чувствам других людей и более склонными проявлять понимание и сострадание.

Мифы о медитации

  1. Это все эзотерика.
    Медитация — это не религия, а метод умственной тренировки. Среди практикующих её много атеистов и агностиков.
  2. Сидеть обязательно в позе лотоса.
    Медитировать можно практически везде и в любой позе, хотя начинающим рекомендуются удобные позы с прямой спиной.
  3. Нужно медитировать 12 часов в день как монах чтобы достичь успеха.
    В практике медитации особенно: Регулярность. Важнее. Интенсивности.
    Практика не обязательно отнимает много времени, однако требует терпения и упорства при освоении. Со временем время на достижение необходимых состояний значительно снижается. Многие замечают, что медитация освобождает их от гнёта времени и у них появляется больше возможности заниматься другими делами.
  4. Медитация - это что-то такое сложно-философское.
    Секулярные практики медитации начальных уровней - совсем не сложны и доступны каждому. Более того, продвинутые практики также вполне доступны для освоения простым смертным. Читать миллион текстов по буддистской философии необязательно (хотя и поможет в практике, конечно)
  5. Занятия медитацией сделает вас глупее
    Медитация не притупляет ваш ум и не мешает достижению важных целей в карьере и жизни, равно как и не сделает из вас неисправимого оптимиста.
  6. Медитация лишит вас чувств, эмоций и мыслей
    Медитация не призывает принять неприемлемое, а помогает увидеть мир яснее и чётче. Скорее, наоборот, проживаемые чувства и эмоции станут ярче, а удовольствия от жизни - прибавится.

Темная сторона практики

  • Медитация требует существенных временных затрат (от 5 минут в день до бесконечности)
  • Интенсивная медитация может приводить к обострению психических расстройств или проявлению травм (особенно не рекомендуется людям с биполяркой). Это также актуально людям уже имеющим психические расстройства, недавний травматичный опыт. Медитация в таком случае может привести к ретравматизации.
  • Небезызвестный Левенчук считает, что медитация (не уточняя, какая) тренирует выключение мыслей. Так как мысли по-настоящему выключаются только у трупа, мнение Левенчука о том, что медитация вредна, имеет под собой если не обоснование, то хотя бы внутреннюю логику.
  • Нет исследований выявивших корреляцию между медитаций и “успешностью” (много денег, машинок, все дела). Впрочем, исследований, выявивших обратную корреляцию - тоже нет.
  • Медитация на начальных стадиях может приводить к различным инсайтам и “спецэффектам”, не все из которых приятны
  • При длительной практике по работе с вниманием практикующие могут становиться более раздражительными, особенно начальных этапах. Это вызывается повышающейся чувствительностью к внутренним и внешним фактам, как в медитации, так и в жизни.
  • Серьезные занятия медитацией, скорее всего, повлияют на ваши семейные отношения. Дело тут не в самой медитации, а, скорее, в приобретаемой способности “видеть вещи такими, какие они есть”. И эти вещи могут вам совсем не понравиться. Кроме того, серьезные занятия медитацией как правило идут параллельно с самокопанием в собственной психике. Частенько можно выкопать в себе какого-нибудь таракана, который, по-совместительству, окажется замковым камнем ваших отношений, например.
    В случае продолжения работы над собой таким отношениям, как правило, приходит конец. Такого же мнения, например, основатель известного сообщества медитирующих “DeepMind” Максим Тимофеев здесь
  • Медитация исторически привлекает не всегда психически здоровых личностей, в России медитация (особенно определенные ее виды) очень популярна в эзотерических кругах. Поэтому при большой практике есть шанс повстречаться с такими личностями или с Великими Учителями Истины.
  • Существует мнение, что существенные творческие достижения часто связаны с наличием доминанты (читаем Ухтомского). Однако тут нужно медитировать реально много, действительно. Существует, впрочем, альтернативное мнение, что творческие достижения частенько требуют измененных состояний сознания, которых многие творческие личности достигают либо с помощью психоделиков, либо - медитации. Психоделики, конечно, проще.

Использованные материалы

Реальная польза от медитации : снижение стресса, успокоение и т. д.

Но есть ряд эффектов по которым я бы не рекомендовал ее всем подряд в качестве инструмента отдыха и снятия напряжения. Про них тоже в эту тему?

Итог дискуссии из чата который я для себя вывел :

  1. Примеры приведенные выше “успешных медитаторов” не очень корректны. Например, Замесин, ребята из гугла, мультимиллионеры и т. д.
  2. Медитация - как отдых, да. Но не всем подходит и далеко не для всех контекстов эффективна.
  3. Медитация → увеличение достижений, нет. Ни одного довода за эту позицию не увидел.
  4. То что еще не прозвучало - в России, по крайней мере, занятия медитацией коррелируют с увлеченностью мистикой всякой. Что также уменьшает вероятность достижений.

Кидаю цитату Кена Уилбера про то что развитие в сторону просветления и в сторону развития личности - ортогональны. Правда , я думаю, нужно читать всю книгу чтобы стало до конца понятно :

Решётка Уилбера — Комбса

Теперь мне придётся протащить вас через ту же страшную путаницу, что была пройдена и нами в попытке достичь хоть какой-то определённо-сти по этому вопросу. Я собираюсь это сделать, потому что мне самому пришлось немало побарахтаться в этой гнусной мешанине, и я не вижу причины, почему вы должны избежать той же участи.

Что нас, ранних исследователей этой проблемы, особенно запутывало, так это то, что мы знали о реальной важности стадийных концепций таких учёных, как Лёвинджер и Грейвз; более того, некоторые из этих стадий (например, Колберг) были проверены в рамках более чем десятка кросскультурных исследований. Так что нам оставалось либо включить эти модели в своё рассмотрение, либо получить откровенно неполноценную психодуховную систему.

Однако нам также было известно, что в равной степени важную роль играют и феноменологические традиции Востока и Запада (например, «Внутренний замок» св. Терезы, ану- и ати-йога), а также такие недавние исследования, как работа Дэниела П. Брауна, посвящённая общности определённых глубинных свойств, наблюдаемых в стадиях медитации. И поэтому обычно мы просто брали высшую стадию развития из западных психологических моделей — которая, как правило, была где-то на уровне «глобального видения» в спиральной динамике, или же интегрированной стадии по Лёвинджер, или же кентавра, — и затем брали 3 или 4 основные стадии медитации (грубая, тонкая, причинная, недвойственная — или инициация, очищение, озарение и единение), чтобы сложить их поверх стадий из западной психологии. Таким образом, получалась последова-тельность стадий от интегрированного уровня по Лёвинджер (или кентавра) до психического уровня, тонкого уровня, причинного уровня и не-двойственного уровня. Фокус-покус, ловким движением руки… Запад и Восток оказываются интегрированны! Это было хорошо для начала: по крайней мере, некоторые люди стали всерьёз принимать и западные, и восточные подходы. Однако незамедлительно возникла и проблема. Действительно ли надо пройти все стадии по Лёвинджер, чтобы испытать духовное переживание? Если у вас есть опыт озарения, описанный св. Иоанном Креста, значит ли это, что вы поднялись на все восемь уровней ценностей по Грейвзу? Звучит неправдоподобно.

В дополнение к первой быстро возникла и вторая проблема. Если «просветление» (или любого рода мистическое единство) действительно означает необходимость пройти через все 8 стадий, тогда каким образом возможно, чтобы кто-то был просветлён 2000 лет назад, ведь некоторые из стадий, наподобие «глобального видения», эмерджентно возникли лишь недавно?

Все наши ранние попытки интеграции стопорились вокруг данной проблемы — проблемы соотношения стадий медитации и западных стадий развития, и в течение двух десятилетий решение нам было неизвестно. Часть проблемы заключалась в необходимости ответить на вопрос: «просветление» — что это вообще такое? Что означало «просветление» в мире, который эволюционирует? Что оно могло бы означать? И как можно определить «просветление» таким образом, чтобы оно не расходилось со всеми уже имеющимися данными, предоставляемыми как теми, кто утверждает, что достиг его, так и теми, кто занимается его исследованием? Любое определение «просветления» должно было бы объяснить не только то, что означает быть просветлённым сегодня, но и то, как то же самое определение может быть осмысленно использовано в отношении более ранних эпох, когда отсутствовали некоторые из сегодняшних стадий. Если мы не можем найти ответ, это бы означало, что только тот человек, который живёт сегодня, может быть полностью просветлён или духовно пробуждён, а ведь это противоречит здравому смыслу.

Для проверки был избран следующий вопрос: каким бы образом мы ни определяли сегодня просветление, может ли кто-нибудь 2000 лет назад — скажем, Будда, или Иисус Христос, или Падмасамбхава — всё ещё считаться «просветлённым», или «полностью реализованным», или «духовно пробуждённым» в сколь-нибудь осмысленном значении этих слов?

Комплекс описанных здесь проблем сформировал нечто вроде гордиева узла, который не удавалось развязать, как уже было мною отмечено, на протяжении практически двух десятилетий. Первый подлинный прорыв произошёл, когда мы пришли к пониманию разницы между состояниями и структурами, а затем (после осознания, что необходимо прекратить приравнивать их друг к другу) и того, как они друг с другом могут соотноситься. Спустя несколько лет после того, как я предложил возможное решение, мой друг Аллан Комбс, работавший независимо, пришёл к схожей по своей сути идее, и, таким образом, в нелёгком и открытом соревновании за право оставить свой след в истории, мы назвали концепцию «решёткой Уилбера — Комбса» (что произошло по прошествии нескольких месяцев, в течение которых я пытался объяснить Аллану, насколько глупо звучит на английском словосочетание «решётка Комбса — Уилбера»!).

Итак, основная идея заключается в следующем: прежде всего необходимо понять, что поскольку большинство медитативных состояний являются вариациями на естественные состояния грубого бодрствования, тонкого сновидения и причинной бесформенности, они присутствуют или могут присутствовать фактически на всех стадиях, ведь даже на самых ранних стадиях люди бодрствуют, спят и видят сны.

Соответственно, если взять любую последовательность структур-стадий (воспользуемся здесь стадиями Гебсера: архаическая, магическая, мифическая, рациональная, плюралистическая и интегральная) и расположить эти последовательно развивающиеся структуры-стадии (которые мы опять же будем называть просто стадиями, если не указано иначе) в левом вертикальном столбце таблицы, или решётки, а затем поместить в верхнем горизонтальном ряду основные состояния (грубое, тонкое, причинное, недвойственное), то мы получим простейший вариант решётки У-К (см. рис. 4.1). Эта общая идея имеет множество вариаций, и я не могу сказать, что Аллан согласен со всеми моими предложениями; однако то, что структуры и состояния пересекаются сложным образом, — наша центральная мысль. Нижеприведённые иллюстрации и их обсуждение являются по большей части конкретно моим вкладом в развитие общей идеи. Мне кажется, Аллан не счёл бы их неправильными, однако я не хотел бы говорить за него, ведь исходную идею мы развивали каждый в своём направлении.

1 симпатия

На тему влияния медитации на мозг, на вот этом курсе прошлись:
https://palousemindfulness.com/ru/
Если интересны исследования и всё такое. Хороший сборник.

У самого курса есть перевод на русский, но вот источники, на которые он ссылается на английском.

1 симпатия

Из обсуждения про медитацию, цитата :

“Небезызвестный Левенчук считает, что медитация (не уточняя, какая) тренирует выключение мыслей. Так как мысли по-настоящему выключаются только у трупа, мнение Левенчука о том, что медитация вредна, имеет под собой если не обоснование, то хотя бы внутреннюю логику.”

Мой комментарий :
Кстати аргумент Левенчука тоже имеет место быть. И можно подвести научное обоснование. Существенные творческие достижения часто связаны с наличием доминанты (читаем Ухтомского). А медитация размывает очаги возбуждения, сейчас не буду обоснования приводить. Однако тут нужно медитировать реально много, действительно.

Там кстати есть и про йогу. В целом эффект от йоги похожий, но на мой взгляд, более мягкий, безопасный и универсальный. Про это есть хорошая книжка “Йога - искусство коммуникации”.

Сейчас буду остальное смотреть.

Последователи Бойко - сборище горящих пердаков, простите мой французский. И половина книги Йога - искусство коммуникации, это объяснение почему йога Айенгара, Аштанга и т.д. модные, стильные, молодежные йоги на самом деле тру-йогами не являются.
И хотя идеи, изложенные Виктором в книге, мне импонируют, подача, честно говоря отторгает. А уж пообщавшись на форуме и вовсе хочется:
Дайте мне кирпич

Да, наверное. Сейчас переименую

Соглашусь с высказанным чуть выше мнением - книга Бойко, в целом, неплоха, но в некоторых аспектах позиция автора мне не близка.(ну там - моя йога самая правильная, все остальные йоги - не тру йоги).

Кстати, если быть совсем уж точным, то классическая йога (по Патанджали, тут уж классичней некуда) состоит из 8 частей:

  1. Яма - всеобщие моральные заповеди;
  2. Нияма - кодекс личного поведения на основе самодисциплины;
  3. Асаны - позы. Очищение тела (внутреннее и внешнее); (хатха йога в нашем привычном понимании)
  4. Пранаяма - управление дыханием с помощью системы дыхательных упражнений;
  5. Пратьяхара - освобождение ума от влияния чувств, отход от чувственного восприятия;
  6. Дхарана - сосредоточение;
  7. Дхьяна - созерцание (медитация) - процесс вникания в сущность объекта сосредоточения;
  8. Самадхи - состояние сверхсознания в результате глубокого созерцания, в котором занимающийся сливается с предметом созерцания.

части с 5 по 6ю - имеют дело с медитацией в современном понимании (там различные методы-практики в каждой).
То есть медитация - это неотделимая часть йоги. Более того исторически медитация была основным методом йоги, а хатха-йога, асаны - скорее вспомогательным инструментом. Йога, как система исключительно физического здоровья получила распространение только в последние лет 50.