Мартышки на вращающемся камушке | Навал Равикант

Originally published at: Мартышки на вращающемся камушке | Навал Равикант — Рустам Агамалиев

Мне показалось важным поделиться с Вами человеком, который интересен мне. Навал Равикант, один из самых выдающихся бизнес ангелов Силиконовой Долины, крайне успешный инвестор, миллиардер. Однако все эти заслуги блекнут перед его мыслями, о том что такое бизнес, богатство, здоровье. Удивительно, то как он смотрит на жизнь, образование и мироустройство.

Когда-то давно, читая “Инструменты Титанов”, Тима Ферриса, наткнулся на эссе Навала “Мартышки на вращающемся камушке”. Оно достаточно долго лежало и пылилось у меня в картотеке, однако настало время поделиться им.

Дело в том, что скоро у нас воркшоп по составлению заметок и в моем личном рейтинге основательно укоренилась вера в то, что мы будем разбирать пару интересных интервью. Одно из них Навала. Чтобы понять что это за человек, прочите коротенькое эссе.

Мартышки на вращающемся камушке

О том, почему Навал больше не стремится к бессмертию:

Если вы изучите хотя бы самую малость науки, вы поймете, что для всех практических целей мы — ничто. Мы, по сути, обезьяны на маленькой камушке, вращающиеся вокруг маленькой, отсталой звезды в огромной галактике, которая находится в абсолютно поражающей воображение гигантской вселенной, которая сама может быть частью гигантской мультивселенной.

Эта вселенная существует, вероятно, 10 миллиардов лет или более, и будет существовать еще десятки миллиардов лет после нас. Так что ваше существование, мое существование просто ничтожно мало. Оно подобно светлячку, мигающему один раз в ночи. Ничто из того, что мы делаем, не вечно. В конце концов вы исчезнете, ваши работы исчезнут, ваши дети исчезнут, ваши мысли исчезнут, эта планета исчезнет, солнце исчезнет… все исчезнет».

Существуют целые цивилизации, о которых мы сейчас вспоминаем с помощью одного-двух слов, например, » шумеры» или «майя». Знакомы ли вы с шумерами или майя? Почитаете ли вы кого-нибудь из них? Они как-то пережили свой естественный срок жизни? Нет.

Если вы не верите в загробную жизнь, то вам [следует понять], что это такая короткая и драгоценная жизнь, что очень важно, чтобы вы не тратили ее на несчастья. Нет оправдания тому, чтобы провести большую часть своей жизни в страданиях. У нас есть только 70 лет из 50 миллиардов или сколько там еще будет существовать Вселенная.

В принципе это обыкновенная нео-либеральная пропаганда. Как и всякая пропаганда - это обман. Для меня было любопытным то, как неолиберализм использует буддизм для пропаганды собственных ценностей. ((

А что пропагандируют?
Может я не могу прочесть как следует.

Ну, по моим субъективным воззрениям хорошо жить счастливо, интересно и подольше.

1 симпатия

Мы тут на последнем книжном клубе СЕЗОН 8. Думай как Римский император поняли, что это не так то просто. Жить счастливо, интересно и подольше )

Расчеловечивание. Уподобление животному(обезьяне).

Мне кажется это не имеет никакого отношения с пропагандой, а с утверждением, что человеческий век ничтожно мал в сравнении со вселенной и что нечего его проводить в обидах и ковырянии кто прав, а кто не прав.

Главный тезис этого мини эссе. Оставаться человеком. Как мне кажется.

1 симпатия

Главный тезис этого эссе - перестать быть человеком и превратиться в обезьяну. Потому что срок жизни одного человека мал.

Автор эссе специально обходит молчанием тот простой факт, что текущего уровня человек достиг благодаря культуре. Культура вынесена вовне человеческого мозга и не исчезает со смертью конкретного носителя. Шумеры давно сошли со сцены, а 12 месяцев и 24 часа остались. Хуманская культура включает выяснение «кто прав/не прав» важной составной частью.

Важным колесиком культуры является учитель. Он как раз и обьясняет детям - где и почему они не правы и передаёт им накопленную культуру. Для меня удивительно, что учитель может отрицать основу своей деятельности. Впрочем - это просто проявление калейдоскопического мышления. (

3 симпатии

Интересный вопрос для размышления: всегда ли хуманская культура начинается с дисциплины и насилия? Всегда ли необходимые навыки формируются путём насилия, через розги? Где в современном неолиберальном отказе от насилия граница превращения в Маугли и вымирания хумана?

Это точка перспективы. Аналогии, очень сильный и опасный инструмент. Возможно у вас возникла аналогия и что мы обезьянки, для меня же тезис что мы, как люди слегка более продвинутые обезьяны никогда не исчезал.

Да, мы создали культуру, но и атомную бомбу и водородную и четвертование, и прочие изощренные орудия издевательств. А сейчас ещё добавилось мракобесие с гендером.

12 и 24 часа, появились бы в любом случае, также как и Календарь и никуда не денется смена дня и ночи.

Единственное, что должен научить учитель - это мыслить, внимательно следить за курсом ребёнка и помогать ему исследовать ту самую культуру, учитель давно перестал быть привычным учителем, а является больше проводником. Так вот я вот такой учитель-проводник. В случае с аналогией с мартышкой, задача научить смирению, пониманию что жизнь конечна, не стоит ее тратить на всякую несущественную фигню. Жизнь коротка. Всего 70-90 лет в среднем. Важно какой след останется после.

Я бы сказал по другому. Культура начинается со страдания. Учиться больно. Становится лучше больно. Рост процесс болезненный и сопряжённый с насилием над собой, в первую очередь, и дисциплиной следовать пути.

Хуманская эта культура или просто здравый взгляд, не знаю, но я так считаю.

У вас есть противоречие во взглядах с автором эссе. Вы говорите про обучение смирению, про важность «следа после» смерти человека. Фактически вы оправдываете страдания и загробную жизнь. (Потому что оставленный в культуре и памяти след и есть загробная жизнь.)

А автор эссе как раз отрицает загробную жизнь и страдания.

Фактически вы уцепились за мысль о «краткости жизни человека», но протаскиваете вместе с ней все противоречащее вашей собственной позиции.

В западном мире десятеричная система счисления вытеснила более древнюю двенадцатеричную, а двоичная вытесняет десятеричную. Четыре стороны света вытеснили шесть. Но 12 месяцев и 24 часа и есть тот след, который оставили шумеры. А вы придаёте важность следу, оставшемуся после смерти.

Смирение в данном контексте не совсем то что вы имеете ввиду.

Смирение, означает принимать факты как данность и работать с тем что имеется на руках.

Например, я не согласен со многими подходами в образовании, но я не страдаю от этого. А более того ищу в них способы улучшить себя и свои процессы.

Смирение это готовность видеть новое и ценить новое. След после смерти это не бессмертие. Это просто след, это обогащение культуры, попытка сделать что-то для человека, общности или если повезёт человечества. Лично мне не нужно чтобы меня за это помнили.

Нет нет нет. Абсолютно не важно что будет после, важно что есть сейчас. Мы хотим увидеть важность событий после, но лично мне на них наплевать. Как собственно и эта дискуссия. Она мне интересна сейчас в контексте как она изменит меня. Не более.

А разве это не природа позволила появится этой системе? Шумеры сделали календарный год в 12 месяцев и сутки 24 часа или все-таки вселенная так решила, что земля идёт именно по этой орбите и никакой другой?

Вы дальше это по другому раскрываете

У вас тут и путь = дао появляется. Ещё один маркёр выхода за пределы жизни здесь и сейчас в неолиберальном смысле.

Мне тоже интересно - как эта дискуссия изменит вас, и как она изменит меня.

Орбита тут не имеет значения. Шумеры решили что в одном сезонном колебании года 12 частей = месяцев, а в другом сезонном колебании дня - 24 части = часа. Они так придумали, а остальные следуют этой выдумке.

Я наверное плохо понимаю суть неолиберализма. Для меня все что со словом либерал, имеет ругательный окрас, не знаю почему. :frowning:

Мне кажется тут не в их выдумке, а в единственной возможной форме репрезентации. Ведь если одно и тоже явление может быть объяснено двумя способами, значит мы не понимаем о чем говорим. Греки считали, что смена зимы и лета, связано с похищением Персифоны в царство Аида, которое случается раз в 6 месяцев. Тоже ничего пояснение, но не прижилось. Потому что нарушает естественную природу явлений. Шумеры же ее описали точно, без мифа. Хотя не уверен, опираюсь на ваше описание.

Это у вас Платон говорит. Это он придумал что вещи являются отражением идей. Понимание - суть объяснение соотнесения с идеей. Но Платон это придумал не сам, а позаимствовал у …, а те тоже позаимствовали разделение на два мира у шумеров. )

Что-то мешает мне поверить этому парню с тоскливой улыбкой, пусть его и называют ангелом и он трижды миллиардер. Для чего-то он внушает нам, что мы - обезьяны и земля наша - камушек возле отсталой звезды. Он точно сам себя таким считает? Или это для других, не “ангелов” - для плебеев?
Если внушить большинству такие установки, можно быть еще более успешным инвестром и спокойно делать свои дела.
Поэтому, как говорил товарищ Сухов: “Лучше конечно помучаться”.

Эта вторая схожая мысль, которая была уже озвучена в этой теме. Призадумался, притом крепко. Может действительно идет обесчеловечевание? Но с другой стороны когда мы читали про Стоиков, там тоже была схожая мысль.

Опиши мысль из обсуждений “про стоиков”.

Тут интересное наблюдение возникло. В рамках моральной философии (этики) существуют различные направления:

  • этика добродетели (Аристотель, стоики, современный стоицизм);
  • этика долга (Кант, … , Хабермас).

Современный стоицизм - популярное американское движение, в той или другой степени часть современного либерализма.

Дискурсивная этика Хабермаса - развитие этики Канта через отказ от дуалистических воззрений Канта. Кант нуждался унаследованном от древних шумеров (опять да!) представлении о дуалистическом мире - физическом мире феноменов и духовном мире ноуменов для обоснования свободы человека. Для Хабермаса мораль возникает из коммуникации, из дискурса, который необходим рациональности и потребностям людей, а не их свободе. (Да, Хабермас работал примерно в одно время с Н.Луманом, который формировал социологию на принципах коммуникации. Цеттелькастен - коммуникативная система!)