Дисциплина это свобода

Originally published at: Дисциплина это свобода – Рустам Агамалиев

У меня достаточно своеобразная точка зрения на мотивацию. То есть на ее отсутствие. Мое скромное мнение — мотивации не существует.

Вместо этого следует оперировать таким понятием как дисциплина и работать не над поиском мотивации, а над развитием дисциплины. То есть, если нам надо что-то сделать (прокачать навык, внедрить ранние подъемы и тд), достижение успеха связано напрямую не с мотивацией что-либо сделать, а с дисциплиной это делать.

И тут как раз “шейминг” работает до определенного момента, однако настоящая эффективность достигается только когда, появляется дисциплина. Это очень созвучно с разницей между выбором и решением. На прошлой неделе как раз обсуждали.

Решение сделать что-то вне зависимости от окружающей действительности – это и есть дисциплина, а вот выбор что-то сделать обусловлен окружающей действительностью и как следствие мотивируется поступок не изнутри, а извне.

У нас весьма бурно обсуждение на форуме.


BIO

Related:

9 симпатий

Выбор и решение

Выбор обусловлен условиями и обстоятельствами при которых он осуществляется, в противоположность решению, которое принимается вне зависимости от обстоятельств и условий.

Решение – это исключительная свобода действовать в неизвестных условиях.
В таких условиях выбор – является условием, решение – безусловное и как следствие свободное.

Выбор так и остается окутанным мифом существования, контекста пребывания, в то время как решение вырывается из цепких лап логического выбора, рационального сознания, причины и следствия. Подобная свобода накладывает на решение святость следования.

Качество жизни в целом основано не объективной реальности, а на радикальности и резкости принимаемых решений, которые не берут в расчет действительность, а в некоторых случаях откровенно ей противостоят.

  • Before making a decision, you have to reach an agreement on how to decide.
    • Deciding what to turn over and when to do is part of stewardship of parents and managers.
  • Four methods of decision-making
    • Command
      • It’s not our job to decide on the way, but how to make it work.
    • Consult
      • Invite others to influence them or help to influence you in your decision-making.
    • Vote
      • Use when facing several equally good options.
      • Must never be used when there is no consensus, all must agree.
    • Consensus is bad, compared to win-win decision, win-lose even preferable. a tool for conflict resolution Evaporating cloud
      • Misapplied – horrible waste of time.
      • High stakes and complex issues.
      • Issues in which is absolutely important for everyone to support final decision.
1 симпатия

Блоки фундамента принятого решения

Решения бывают хорошие и плохие, для принятия верного решения существуют [[фреймворк принятия решения]], однако многие путают выбор и решение, но здесь следует понимать, что выбор находится с решением на разных уровнях.

Выбор – это действие низкого уровня и малой ценности, решение – действие высокого порядка и ценности. До недавнего времени думал, что решение и выбор разделены друг от друга, однако в ходе вчерашнего диалога по [[Глава 8]] дополнил личное восприятие.

Выбор является строительным блоком принятого решения. Если представить связь решения и выбора, то она будет выражена в зависимости фундамента и дома, который стоит на нем. Выбор – это фундамента, строительные блоки будущего решения. Решение – это дом, который построен на различных выборах. Но что мы на нем будем строить: дом, храм, шалаш, башню, сарай, склад, школу зависит от принятого решения, а не обстоятельств.

Выбор же зависит от принятого решения, в связи с этим строительный материал выбирается в соответствии с тем, что решили возводить.

Фреймворк принятия решения

Осознавание

Принятие решения начинается еще до того как пришло осознание о содеянном [[Принятие решения]], мы начинаем мыслительный процесс, после того как осознали. Следует помнить, что отказ принимать решение равнозначно принятию решения, только с менее ясными последствиями.

Поиск решения

С этого момент начинает поиск альтернативных способов, работаем с так называемым [[проблемным пространством]] оцениваем лучшее и худшее, но что это за понятия, худшее или лучшее?

С худшим все просто, то которое подразумевает получение быстрого результата или короткий путь к успеху. Позже рассмотрим [[ошибки в принятии решений]], а пока перейдем к хорошему решению.

Качество принятого решение можно определить по тому сколько неясностей было исследовано перед принятиме решения, какие цели мы взвешивали друг против друга (хорошее решение часто представляет выбор между двумя конечными состояниями), и от хорошего решения требуется действие.

1 симпатия

Навскидку - выглядит эпатажным. Хотя я сам частенько так провоцирую людей, когда хочу чтобы они немного поупражнялись в формулировках такого явления как мотивация. Подкрепляю свою провокацию тем, что о мотивации начинают вспоминать лишь тогда когда устают выполнять то, что пообещали себе или людям.

Не помню как у Чарльза Дахига, а Клир упоминал о фундаментальных базовых мотивах человека. И с учётом того факта, который был приведен в “атомных привычках” о человеке знающим зачем ему нужно что-то делать, но не испытывающим никаких эмоций по этому поводу и как результат - не делающим ничего (патология или травма какая-то была описана), есть куда копать :slight_smile: В дисциплину копать сложнее, вроде.

Некоторые из базовых мотивов включают в себя:
• Сохранение энергии.
• Добывание пищи и воды.
• Поиск любви и размножение.
• Установление контактов и связей с другими людьми.
• Завоевание общественного признания и одобрения.
• Уменьшение неопределенности.
• Достижение статуса и престижа.

Я на самом деле не верб в мотивацию :)))

Только в дисциплину. А это просто копи паст из заметок без редактирования.

Ну вот, нашёл у Клира выдержку. Думаю, если у Даххига поискать, то можно найти со ссылками на обоснование.

Эмоции движут поведением. Каждое решение в какой-то мере эмоциональное.
Какими бы ни были ваши логические причины, вы чувствуете необходимость действовать,
когда испытываете эмоции. Люди с повреждениями эмоциональных центров мозга могут
назвать много причин, почему им надо действовать, но будут бездействовать, потому что ими
не движут эмоции. Вот почему желание идет перед реакцией. Сначала чувства, потом поведе-
ние.

1 симпатия

Я согласен, что мы иррациональны за счет эмоций и часто не можем объяснить поступков. Даже самим себе, но вот то что мотивировать себя мы можем сильно сомневаюсь.

1 симпатия

Мотивация + дисциплина или Как встать с дивана!

За генерацию психической энергии действия у нас отвечает ретикулярная формация, там есть клетки пейсмейкеры, т.е. эта энергия самозарождается и всем потоком бьет в подкорковые структуры мозга, которые отвечают за дальнейшее действие.

У человека есть 3 базовых инстинкта: выжить, размножится и выделится в толпе (или иерархический), но их выраженность может быть разной. Например, у Александра Македонского инстинкт самосохранения был слабо выражен, а иерархический сильно проявлен, что и привело его к известным подвигам.

Так вот, психическая энергия генерируемая клетками пейсмейкерами ретикулярной формации, идет в подкорковые структуры головного мозга, которые находятся под влиянием коры больших полушарий, а точнее информации, которая как на сервер в ней записана. Нашу реальность , декорации или картину мира создает кора, точнее то что в ней осело благодаря родителями, опыту и социуму в глобальном смысле (книги, фильмы, культура и т.д.). Но наш внутренний кинотеатр создавался под потребности, а они зависят от выраженности базовых инстинктов, отсюда и начинается формирование мотивации к действию или доминанты действия.

Почему же тогда кто-то с легкостью дисциплинированно двигается к новым свершениям, а кто-то не только не встает с дивана, а молча сползает под него?!

Наш мозг ленив - это факт! Сознание говорит ему: вот наши возможности, правда придется потрудиться, давай вставай с дивана и бери лопату. Но беда в том, что сознание не “рулит” ленивым мозгом, а вот объяснить его нежелание и бездействие может легко: сегодня не тот день, убывающая луна, давай с понедельника, с нового года, вообще нам это надо, жили как то и без этого. Появляется тревога - негативный прогноз будущего, раздражение - требование к миру, депрессивный настрой - объяснение почему я делать ничего не буду и продолжу лежать под диваном.

Как же встать? Секрет прост - нужно все сказанное выше осознать и ВСТАТЬ! Конечно есть и те, кому с биологической точки зрения очень повезло, их ретикулярная формация генерирует энергию с лихвой, поэтому они даже не садятся на злосчастный диван. Всем остальным придется научится получать удовольствие от преодоления сложностей, в надежде получить отличную дофаминовую разрядку по завершению дела, видеть проблему и испытывать зуд , чтоб ее решить. И здесь и нужна сознательная дисциплина в формирования динамического стереотипа действия или привычки. Например: я решила регулярно заниматься спортом, бегать; первые 3-5 раз я под воздействием иллюзорной картинки своего прекрасного будущего с легкость надеваю кроссы, на 6-15 с преодолением себя, на 20 мое тело начинает спрашивать : и где наши эндорфины, почему нас не трясёт до сих пор от подпрыгивания и пульс не 140-150 уд. в минуту, АААА?

Проблема еще в том, мы хотим немедленно дофаминового подкрепления, поэтому так легко завиваем в соц. сетях, соблазниться высококалорийной пищей, ненужными покупками и т.д. Думаю многим известен так называемый “Зефирный тест”, когда детей оставляли одних в комнате с порцией зефира, предупредив, что если они не будут его есть, то получат еще такую же порцию; те кто справился добивались в жизни большего, они могли стимулировать в себе отложенную дофаминовую разрядку. Для этого нужно научится видеть финальный результат, а рабочий комбинезон с лопатой воспринимать как возможность к нему прийти.

5 симпатий

@eleeet а ты получаешь удовольствие от сложностей? :slight_smile:

Это в твоему вопросу с прошлого книжного клуба, кто все эти сумашедшие, которые получают удовольствие от превозмогания. Это наркомания в чистом виде.

Вот с объяснением Светланы, много созвучного. Действительно получаю удовольсвтие от сложностей, но есть и предел, когда ту мач ломает спину верблюду, так было когда работал в корпорации.

В нашей современность есть много таких безумных, одни из них Алекс Хонналд. Детям его показывал на одном из уроков. Отличные выступление на ТЭД и документалка, как он поднимался на Эль Капитан без страховки.
Free solo

TEDtalk

2 симпатии

Не получаю. И на самом деле странно немного слышать такой вопрос от тебя как от человека который во временя корпорат движухи был решателем нерешаемых задач. Собсно на одной из работ я только и делаю что пытаюсь решить нерешимое в стиле, “вот вам два гвоздя, постройте дом”. Понятное дело что если такое происходит то скорее всего на каком-то из управленческих уровней кто-то косячит, но по факту приходится работать с тем что есть. Где то прожимать, где-то договариваться, где-то уговаривать, где-то грозить. Вобщем постоянная попытка балансирования и выжимания максимума из изюма.

Я устал превозмогать и достигать.
Для тех у кого работа скучная рутина и не хватает челенжей, обросли жирочком, спокойнинько все может оно и так. Тогда можно попробовать поработать в фарме, или водителем рейсового автобуса, или фельдшером на скоряке. Если вы таким людям попробуете сказать про челендж, я прям орну с их гримасы по этому поводу.
Всегда можно сказать “ну дак а чо поменяй если что-то не нравится”.

Тоже всегда так думал, пока не понял что одного желания не всегда хватает, я не говорю что это невозможно, я говорю что это очень сложно и за этим стоит много чего, что в каждой конкретной ситуации решается по разному. Попробуй РСП с 2 детьми и 2 работами рассказать что ей легко все изменить надо только захотеть, она в истерику впадет. Хотя даже не впадет, у нее сил на это не будет.

Я не РСП и не водитель и не фельдшер, но как оказалось (для меня это было нереальным удивлением) что мое тело имеет ограничения. Я всегда думал что если есть воля, тело сможет. А получается моя воля и сознание настолько уже измотали тело, что оно в принципе не может… физически, и это никак не зависит о моего желания или не желания, можно сравнить например с отжиманиями. Ты можешь отжиматься бесконечно долго пока не закончатся силы у тела, и вот тогда ты волей можешь а телом нет. Для меня это было неким шоком в какой-то момент потому что похоже теперь мне еще придется обращать внимание на то что может а что не может мое тело.

В итоге у меня есть подозрение что я выгорел+всперся в кризис. Этот вопрос я как раз таки и пытаюсь как-то решить.

Так что на вопрос нравятся ли мне челенжи и превозмогания? Уже нет. Я все еще это делаю чтоб быть конкурентноспособным, но мне это не нравится. Мне нравится покой, стабильность, комфорт, дзен, утренние потягушки, смех сына, весенний ветерок, двойной орешек в эмэндемсинке и прочая мелочуха.

1 симпатия

Есть такое дело, если стресс постоянный, то батарейка ломается и появляется апатия. У меня такое было.

Пару лет такой работы сожгли наглухо. По началу даже было интересно посмотреть и проверить себя. Хвалился, что решаю нерешаемые задачи. А оказалось, что подобный стресс вреден вдолгую.

1 симпатия

Моих ресурсов хватило на 15. Закроем глаза, чтоб не давить на больное, насколько я тупой что так долго в этом был и почему, как я уже говорил тут комплекс причин.

Особая ирония состоит в том, что как только я отпустил ситуацию и стал максимально прохладно относиться ко всей этой деятельности, ситуация улучшилась сама собой. Не сильно прям вот капец но улучшилась, и теперь я мало сил трачу на всю эту движуху.

1 симпатия

Как технарь по типу мышления не могу понять что такое психическая энергия. Часто сам использую, но не понимаю. Это же не про АТФ и митохондрии? Или это образное выражение? Что вырабатывает ретикулярная формация - физически?

Нервные клетки общаются по средствам нейромедиаторов, через синапсы, которые активируют медиаторзависимые ионные каналы, изменяющие поляризацию нейрона-мишени; физически идет передача электрического импульса от нейрона к нейрону.
В нашем случае Ретикулярная формация являет ся автономным первичным генератором так импульсов, которые далее идут к подкорковым ядрам г.м.

Подобный механизм есть и в сердце - автономная генерация электрического импульса водителем ритма ( или синусовым узлом), для обеспечения сокращения сердечной мышцы.

1 симпатия

Спасибо. Значит речь идет не об особом виде энергии в физическом смысле, а о генерации управляющих сигналов. Так?

1 симпатия

Да. Психическая энергия - это образное выражение.

1 симпатия

Расширю немного тему о дисциплине, мыслями о принимаемом решении.

Начнем с того, что достаточно интересный пост-вопрос, но есть нюанс, как и со всем подобным. Игрофикация принимаемых решений, отдельный концепт, достойный целого поста на форуме.

Начну из далека и постепенно подойду к концепту, что имелось ввиду, когда говорил о том, что КС – отличный пример популярности на фоне более продвинутых аналогов.

Принятое решение – это серьезнейшая положительная эмоция. Которая требует, логического размышления, общего понимания что, как и зачем совершать некое действие. Современный мир предоставляет огромное число медиумов, которые так или иначе стимулируют положительные эмоции: лайки в социальных сетях, положительный комментарий там же, музыка, фильм, запоминающийся персонаж. Однако только игры, например, такие, как КС достигают это через процесс принятия решения. Самые прилипучие идеи и мысли, явиляются результатом удачного решения. То есть предположу, что удачное решение, которое подкрепляется положительной обратной связью, позволит достичь результата значительно проще и быстрее чем чтобы то ни было иное.

Решения могут быть важными, неважными, сложными и простыми. С избыточной информацией или недостаточной. По сути решение – это не о то что случилось, а том что может случиться. Шанс и случайность никто не отменяет, ее даже не следует бояться, а жизненно необходимо научиться вплетать в навыки принятия решения. Отсюда следует другой важный постулат, все что не произошло – не важно.

Если оперировать в категориях классического дизайна игр, то принимаемые решения, в ходе взаимодействия с игровой действительностью имеют далеко идущие последствия. Действующее лицо, находится в постоянном взаимодействии с симуляцией мира, который неуклонно движется в одну сторону по стреле времени, вперед. И, следовательно, человек принимающий решения, оценивает результат на эмоциональном уровне, ровно поэтому, принимаемое решение имеет колоссальные последствия на поведении. Настольные игры ничем не отличаются от современных игровых ААА проектов. Го, шахматы, шашки, ничего общего не имеют с передвижением фигур по доскам. Перестановка фигур – это лишь следствие важного внутреннего процесса принятия решений. Именно это делает игру увлекательной.

Если брать аналогию игр, то решение может быть принято, только и только в том случае, если у нас есть хоть какое-то понимание о будущем. Отсюда важно, чтобы последствия принятого решения были хотя бы частично предсказуемы, не полностью, частично. Самые классные решения принимаются в условиях информационной сбалансированности. Когда информация не избыточна и не недостаточна. Первое обычно скрыто, и приводит к тому, что решение принимается абы какое. Когнитивная нагрузка и врожденная лень играю свою карту отлично. Излишняя информация прямой путь к нерешительности, а зачастую – это прямая дорога к исчезновению необходимости принимать какое-либо решение. Оба состояния – дороги в никуда, хоть и по разным принчинам.

И вообще стоит помнить, что идеальный менеджер принимает решение в условиях почти полного неведения.

3 симпатии

Тот самый пост-вопрос:

На стриме про продуктивность Рустама и Максима была озвучена мысль, что Контр страйк так популярен, потому что это игра с множеством решений - стратегический и тактических. И это подкрепляет чувство предвкушения волшебным дофамином. Теперь вопрос как такое поддерживать в жизни? Ведь тут награды куда приятнее, а геймплей куда обильнее. Системы учёта дел (гтд) это неплохое приближение карты квестов. Но что до статистики персонажа и просто более полной картины? Система пара и “операционные системы жизни” тоже кажутся неплохими приближениями геймификации и контроля геймплея.
Ставить и достигать цели это круто, но у кого какие кейсы есть по более системному варианту игры в жизнь? )

На картинке ещё одно приближение статистики персонажа с возможностью анализа и визуализации этой сырой даты

З.Ы: идеи таблицы с параметрами была взята из этого видео

3 симпатии

Вообще то простейшее решение — ставить лайк или нет. Социальная сеть выступает в качестве RPG — где участник прокачивает своего или чужого (администрируемого) персонажа с помощью публикаций того или иного коммуникационного контента. То есть само понятие игры применимо к обоим противопоставляемым понятиям.

Само по себе решение с эмоциями связано очень опосредованно. Здесь упускается из анализа важная цепочка: решение → действие → награда/штраф от внешней среды → эмоциональная реакция. Это часть цикла накопления опыта в обучении с подкреплением.

Два базовых утверждения в рассуждении спорны.

1 симпатия