Цифровые сады как уникальное явление современного виртуального пространства

Отличный вопрос. Мне он тоже пришёл недавно в голову. Я для себя ответил так, что цифровой сад — это именно что способ формировать знание внутри своей системы заметок. А публикуешь ты эти заметки или нет — особого значения не имеет.

1 симпатия

А что ты имеешь ввиду под названием заметки

Публичность не делает заметки цифровым садом?

Это мне близко. Более того - есть заметки, которые я могу показть только “своим”.
И еще - сделать идею, мысль, независимо от ее качества - публичной - нужна определенная смелость. “Интернет помнит все”.

1 симпатия

Мне показалось, что большинство авторов, которые пишут о цифровых садах предполагают публичность чуть ли не главным критерием.

Первоначально у меня сложилось такое виденье, что цифровой сад это тот же блог, но с двумя отличиями:

  1. Отказ от хронологической организации
  2. Публикация не только готовых текстов, но и черновиков, набросков.

Ну и как бы само собой разумеющееся, что цифровой сад — это блог не о том, «как я провёл лето», а о знаниях.

Исходя из этого я сделал для себя вывод, что цифровой сад=публичные заметки. То есть это твои же заметки, но выложенные в открытый доступ. У тебя на компе — это просто заметки, а в интернете — цифровой сад.

И только недавно пришёл к тому, что публичность — это опция, а не критерий цифрового сада.

Вот что означает название заметки.

2 симпатии

Да. Для меня это новый опыт и мне нравится. Раньше такое получалось только в хорошем разговоре. Здесь ценно еще и то, идет сохранение и накопление. Это можно назвать садом (или там деревом)?

Хорошо сказано. Надо бы высечь в камне.

Мне хочется верить, что мы вместе высаживаем сад. Потому как делаем множество точек входа, и не меньшее число выходов.

Вот тут начинает собираться точки входа. Интересно получается. Мне надо бы сегодня понаблюдать за собой.

Пс. Какой классный форум. Понимает откуда сослался без моей помощи.

3 симпатии

Я изучил уже несколько основополагающих статей по цифровым садам и до сих пор ещё не нашёл ответ на вопрос: Зачем вести цифровой сад?

То есть, ответы у авторов статей есть, но какие-то неубедительные. Вот [[Мэгги Эпплтон]] в статье A Brief History & Ethos of the Digital Garden пишет таких выгодах:

  • Не надо париться над тем, чтобы сделать, написать всё правильно.
  • На это уходит меньше времени, чем на классические блоги. Это проще и может стать хорошим ежедневным ритуалом.
  • Читатели видят в тебе живого человека, который ищет ответы, и показывает свой мыслительный и писательский процессы.

Но по мне это так себе преимущества для обычного человека.

У меня есть некие намётки соображений, но интересно послушать ваши мнения. Зачем вести цифровой сад? Ответ А зачем ответ?)

Топ поиска на Яндексе - “Цифровой сад” Сбербанка: “Образовательный проект о сознательном потреблении”. Вот оно как… :joy:

1 симпатия

В моем случае — это своеобразный ответ на бесцельное чтение и потребление. Логика простая. Если наше сообщество уже изменило привычные алгоритмы потребления и работы с информацией, то может быть и цифровой садик сможет это проапгруйдить еще выше.

Например, научит яснее излагаться. Или системннй думать. В общем это в полной мере обучение на людях.

Ну как бы да. В нашей культуре это понятие очень ново и не обкатанно.

Сад всегда предусматривает забор, ограду, которая защищает его от непрошенных гостей - травоядных и хищников. Рассказывают, что в тюркских языках парадиз = огороженное место. Здесь в полный рост встает ассоциация с раем. Вообще в исламе существует семь уровней и семь названий Рая.

В католической культуре существует и используется устойчивая ассоциация сада с Девой Марией. “Наша Госпожа Розария” - одно из ее наименований. Ценность ограды имеет существенное значение в европейской культуре именно в связке с Девой Марией. Hortus conclusus - закрытый сад. Это начальная строчка из Песни песней. Буквальный перевод: Закрытый сад - моя сестра, моя супруга; закрытый сад, запечатанный фонтан. Этот символ служил титулом Девы Марии в поэзии Средневековья и Ренессанса.

В православной культуре аналогичная тема “Вертоград заключенный”. И это тоже - первая строчка перевода “Песни песней”. В литературе встречается упоминание о типе икон “Богоматерь Вертоградская” или “Садовница”. И там Богоматерь изображается на фоне прямоугольного забора, огораживающего грядки.

Дальше, если сад огорожен забором - в него есть один, реже два входа - парадный и черный. Множества входов быть не может. В случае цифрового сада черный вход - это просто вход в файловую систему - перечень файлов для прямого доступа к ним.

А вот парадный вход часто подразумевает карту территории с указанием - где что посажено и растет. В случае цифрового сада такая карта обеспечивает еще и удобство навигации по саду. Но просмотренные мной цифровые сады из списков, опубликованных в канале Телеграмма, как правило не имели карты территории. Гостям предлагалось разбираться в аналоге списка всех заметок в саду, что делало исследование этого сада достаточно скучным.

1 симпатия

Вот оно! Теперь мне понятно почему не могу заставить себя ковырятся в чужих цифровых садах. Нет навигации! Собственно об этом мы тоже рассуждаем Системы навигации внутри базы знаний, и там есть парочка точек входа, но то что вы сказали очень уж хорошо ложиться на идею цифрого сада.

Например, сделать изначальный дашбоард ну или указатель с картой, этого дендрария. Тут ходим, тут грязно, но интересно, здесь идет свежая посадка, а там рыбу заворачиваем и всякая прочая хрень.

Дашборд - слово заимствованное, и обозначает оно немножко другое понятие. Дашборд - это панель управления. В современной аналитике дашборд часто обозначает панель управления бизнесом с кучей графиков - диаграмм. В цифровом садике панель управления возможна - если есть чем управлять. Должны быть несколько объектов управления (проекты, пайплайны, ресурсы) - которыми надо управлять.

В случае цифрового садика важна ментальная карта понятий и концепций, которые анализируются в рамках этого цифрового садика. В одном из чужих цифровых садиков я даже встречал реальную карту территории, где названия были присвоены горам, рекам, проливам, равнинам.

Проще всего делать иерархическую moc/toc, собирая на каждом уровне иерархии до 10 понятий и дальше детализируя их на следующем уровне иерархии. Создание такой карты понятий и концепций - длительный итеративный процесс. Интересно, затягивает.

3 симпатии

Не знаю, как кому, мне вот явно проще делиться текстами. Картами - сложнее. Осваиваю потихоньку тоже, конечно…

Тут надо определиться, что же мы выращиваем. Я например точно не сад. Я выращиваю именно “второй мозг”, а это не сад, это говоря модным термином ризома (грибница).
Разница принципиальная. Сад изначально задумывается как место, по которому будут пускать погулять других. Отсюда и идеи публикации. В самом слове Сад неявно содержится слово красота. Ну неудобно других по некрасивому месту водить.
Грибница некрасива, главное требование к ней - эффективность. Это что то типа перепутанного мотка проводов. к которому я время от времени добавляю новые. Я точно помню, что где то в этом мотке была классная мысль. Сажусь распутывать, заодно нахожу ещё пяток интересных.
Результат действия ризомы может быть предъявлен людям (например в качестве коммента на форуме), но она сама не для публичности, это что-то личное, типа шкафа с носками и трусами.
Навигация тоже принципиально будет отличаться. Сад должен быть более-менее понятен для гостей. В ризоме важнее, чтобы она была максимально понятна мне, построена на моих ассоциациях. У меня есть мысли по навигации в ризоме, потом напишу их в профильной ветке.

5 симпатий

Вот я тоже так думал, но потом что-то пошло не так :frowning: и я уже не могу найти ценные мысли и идеи, которые были в базе. Или они не проявляются случайно.

Навигация нужна, я к этой идее толькл пришел и вовсю думаю. @Genn считает что тематические теги не работают, я с ним согласен. Ковыряюсь с мета разметкой, ключевыми словами и прочим. Пока не ясно что выйдет. Одно понятно, что навигация, как оказалось нужна.

1 симпатия

Я в целом не согласна с тем, как вы описали “цифровой сад” (всё вот это про красоту и понятность извне). По мне вы додумали очень много лишнего.

Я пишу личные заметки. Часть этих заметок публикую как “цифровой сад”.
Да, некоторые усилия для того, чтоб быть понятной, я прилагаю. Они и мне полезны. :slight_smile: Но не слишком много. Мне более важно продолжать вести заметки и сад, сохранять их удобными для себя, чем делать удобно читателям. Не нравится - не ходи.
Главная особенность сада: в саду растения, они - растут и меняются. Прямо там же на месте.

1 симпатия

Он просто не довёл мысль в этом направлении до исходной точки. Если обычный сад на 6 сотках является воплощением …, то цифровой сад — воплощением …. Красота - просто один из путей воплощения. Кому то нравится «регулярный французский», кому то «дикий английский».

1 симпатия

Экзактли. Цифровой сад в принципе может быть и не публичным. Не в этом его суть.

Хотя Мэгги Эпплтон определяет «цифровой сад», в первую очередь, как способ ведения личной страницы в сети. И ссылки даёт на статьи, которые это определение поддерживают. Но я с ним не согласен.

Чем больше я погружаюсь в это, тем больше приходит осознание, что концепция «цифровых садов» создана искусственна и не имеет под собой фундамента. Что угодно можно притянуть за уши к понятию «цифровой сад».

2 симпатии

По поводу публичных цифровых садов. Вроде ещё не было здесь. Вот ментальная карта Джерри Микальски - этот сад он растит уже 18 лет на базе приложения TheBrain

Не что угодно. Сад - не поток. The Garden and the Stream: A Technopastoral | Hapgood.